Евгений Куйвашев «Нужно активно создавать условия для установления прямых контактов». (Интервью опубликовано в производственно-практическом издании «Евразийский экономический союз: региональный аспект». Минск, 2014 год)

- Как известно, новая международная организация Евразийский экономический союз – должна стать реальностью 1 января 2015 года. В этой связи сейчас идет обсуждение вопросов,  связанных с такими тематическими направлениями интеграционного строительства, как наука и технологии, транспорт и логистика производственная кооперация, взаимодействие малого и среднего бизнеса. туризм. Информационные технологии. Не менее актуальной в этом контексте является и тема комплексного сотрудничества регионов стран, которые войдут в Евразийский экономический союз, подразумевающий наивысшую степень экономической интеграции на постсоветском пространстве. Какие документы, касающиеся регионального аспекта развития данного интеграционного объединения, , следовало бы разработать в первую очередь? Какие наиболее актуальные вопросы взаимодействия регионов должны найти в них свое отражение?
   - Существенным фактором, способствующим становлению интеграционных процессов, является то, что экономика стран, создавших таможенный союз и представляющих основу единого экономического пространства, исторически формировались как единый  народнохозяйственный комплекс в рамках одного государства и, соответственно.  Развивались как единое целое.  Они были связаны с собой не только экономически, но и в значительной степени социокультурной общностью, в отличие от большинства других интеграционных союзов в мира, государства-участники которых традиционно конкурировали друг с другом, как в экономическом, так и в цивилизационном плане. Исходя из этого интеграционные процессы между Беларусью, Россией и Казахстаном следует рассматривать не столько с точки зрения формирования единого экономического пространства,  сколько в контексте его восстановления, происходящего в принципиально новых условиях и на новой основе хозяйствования, базирующейся на рыночной экономике.  В связи с этим при точном согласовании экономических интересов трех государств и создании совместного механизма их обеспечения динамика интеграционных процессов может быть достаточно высокой.  В современных  условиях, когда мировая экономика подвержена глобальным кризисам и многие специалисты указывают на необходимость определенной «деглобализации» национальных экономик, особенно важным является то,  что создание такого трехстороннего общего рынка делает экономики России, Беларуси и Казахстана более способными к самосохранению, устойчивыми к внешним вызовам и угрозам.
     Объединение в рамках Евразийского экономического союза предполагает постепенное снятие не только пограничных, но многих внутрихозяйственных преград и проведение скоординированной макроэкономической политики государствами-участниками. Для регионов наиболее актуальной является выработка общих правил регулирования хозяйственной деятельности и конкуренции, создание механизмов целевого содействия инвестициям со стороны государства в экономики стран-партнеров, включая льготы в области налогообложения, государственное страхование капиталовложений, размещение госзаказа, представление субсидий, координацию вопросов государственной поддержки сельского хозяйства. Все это позволит не только заложить основы функционирования союза, но и снять ряд проблем, существующих в настоящее время между партнерами, включая противоречия в области энергетики, сельского хозяйства и транзитных перевозок.  
   - Сама идея создания Евразийского экономического союза подразумевает прагматичное получение выгоды всеми его участниками, в том числе и на уровне регионов. Какие же конкретные выгоды от функционирования данного интеграционного объединения просматриваются на перспективу в регионе, который Вы возглавляете? И что уже предпринимается в регионе для реального осуществления этих планов?
     - Рынки Беларуси и Казахстана имеют существенное значение для многих российских экспортеров. Важной характеристикой российского экспорта в эти страны является более высокая диверсификация товарных поставок по сравнению с экспортом в дальнее зарубежье. Одновременно Россия использует возможности импорта дешевого топлива из Казахстана, прежде всего, угля. По мнению экспертов, современная интенсивность торговли между Россией, Беларусью и Казахстаном уже в настоящее время выше, чем средний расчетный уровень для стран, находящихся в одном таможенном союзе. Это свидетельствует о высокой степени реализованности потенциала взаимной торговли и необходимости постепенного перехода к новым формам экономического сотрудничества, что возможно только на пути укрепления интеграционных связей. Хорошим доказательством этому являются, примеру,  результаты внешней торговли. Свердловская область сегодня торгует более чем со 130 государствами мира. При этом Казахстан среди других стран СНГ всегда занимал в списке партнеров  первое место с показателями, превышающими 1 миллиард ежегодно. Белоруссия занимала второе место – не менее полумиллиарда долларов США. Таким образом, общая  сумма торговых операций позволяет говорить о лидерстве   Белоруссии и Казахстана в этом вопросе  по  сравнению с другими партнерами.
        Известно, что Беларусь  и Казахстан  сегодня –  наиболее динамично развивающиеся государства на территории  СНГ, поэтому    Свердловская область видит будущее сотрудничества сними, прежде всего,  в реализации совместных инновационных проектов. Работа в этом направлении уже ведётся.  Предприятия Среднего Урала участвуют в инновационном обновлении и технологическом развитии производственно-экономического и инфраструктурного комплексов Республики Казахстан, поставляют свою продукцию в Белоруссию.  Хорошим доказательством взаимного интереса к сотрудничеству является  ежегодное участие предприятий Белоруссии в  рамках национальной экспозиции в международной выставке ИННОПРОМ, которая проводится в Свердловской области. Предприятия  регионов Казахстана также принимают в ее работе активное участие. Хороший импульс получили наши компании после проведения в 2013 году на уральской земле X Межрегионального  форума Россия-Казахстан, вы котором приняли участие президенты стран.  Ведь помимо политических встреч состоялись многочисленные деловые переговоры, подписаны миллионные контакты, достигнуты договоренности о создании совместных предприятий.
 Считаю, что одной  из актуальных тем регионального сотрудничества является партнерство в  сфере образования. На этом поле практически все  ведущие вузы  Среднего Урала   смогут найти свою нишу.  Сотрудничество в рамках вузов   обеспечивает  мобильность студентов и преподавателей, взаимодействие  в академической и научной сфере, реализацию совместных проектов в промышленности.  Не могу не сказать о такой масштабной акции для студенчества, как Евразийский молодёжный экономический форум, который с 2010 года проводится в Екатеринбурге и Астане.    Я думаю, что сотрудничество молодежи, может быть, самый важный аспект во взаимоотношениях двух государств.
Основой для развития отношений между Свердловской областью  Российской Федерации и Республикой Беларусь является подписанное в 2001 году в Екатеринбурге Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. По реализации данного документа прорабатываются совместные проекты, на основе которых формируется План мероприятий по развитию сотрудничества между Правительством свердловской области и Правительством республики Беларусь. В настоящее время действует План мероприятий на 2013-2015 годы. Для координации совместной работы Свердловская область и Республика Беларусь в 2012 году  учредили Совет делового сотрудничества, в состав которого вошли члены правительства от Белоруссии и региона. Деятельность данной структуры нацелена на повышение эффективности торгово-экономического и культурного партнерства между странами. Известно, что мы – не единственный регион, у которого есть такой Совет.
- Создание Евразийского экономического союза декларируется как эволюционный и поэтапный процесс. Какие же этапы эволюционного развития должны проходить сегодня регионы России и Беларуси, чтобы к 1 января 2015 года стать полноценными участниками новой международной организации на постсоветском пространстве? Каким образом в этом процессе участвует Свердловская область? И с какими сложностями приходится сталкиваться на этом пути уже сейчас?
-  Думаю, что  важнейшим вопросами  эффективного развития межрегиональных контактов  являются вопросы совершенствования  инфраструктуры сотрудничества. В Свердловской области уже многое сделано в этом направлении.  Так,  в Екатеринбурге  с 2001 года  работает  отделение Посольства Беларуси в России,  которое  занимает  очень активную позицию в вопросах развития сотрудничества.   Мы очень признательны за конструктивную работу ее руководителю – Виктору Дмитриевичу Полянину.  Несколько лет назад приступил к работе Уполномоченный торгпредства Казахстана в РФ по Свердловской области, и   сотрудничество заметно активизировалось. Область  заинтересована в том,  чтобы открывались и другие белорусские и  казахстанские  представительства.
 Активным партнером Правительства Свердловской области в этом направлении является Уральская торгово-промышленная палата. Без этой организации развитие связей между субъектами хозяйствования не было бы настольно широким и регулярным. Хочу привести пример такого взаимодействия. В мае 2013 года состоялся визит делегации Свердловской области в Республику Казахстан. В делегации приняли участие руководители Правительства Свердловской области, Уральской торгово-промышленной палаты, 12 ведущих предприятий области. В соответствии с программой пребывания прошли презентации Карагандинской и Свердловской областей. В присутствии делегаций подписано соглашение о сотрудничестве между Уральской торгово-промышленной палатой и Торгово-промышленной палатой Карагандинской области. Через два месяца представительная делегация Карагандинской области приняла участие в международной выставке «ИННОПРОМ-2013», в рамках которой были продолжены переговоры между предприятиями. Без участия палаты было бы трудно создать условия для переговоров большому количеству участников. Важным является также развитие транспортной инфраструктуры. Сегодня из Екатеринбурга можно улететь прямыми рейсами и в Минск, и в Астану. Но   Казахстан и Белоруссия – территориально большие государства, а прямой транспортной связи с их регионами мы не имеем.
Много лет мы работаем над совершенствованием правовой базы взаимодействия. Как я уже упоминал, у Свердловской области есть действующее соглашение о сотрудничестве, заключенное между областным правительством и правительством Белоруссии. Благодаря прошедшему Российско-Казахстанскому форуму мы хорошо продвинулись в этом вопросе с казахстанскими регионами: подписали соглашения с Карагандинской и Костанайской областями, при этом соглашению с акиматом Астаны, в прошлом году исполнилось 10 лет. Еще нам хотелось бы установить и побратимские отношения уральских городов с белорусскими и казахстанскими городами.  Подводя итог сказанному считаю, что никаких сложностей в эволюционном развитии связей на уровне региона нет. Нужно активно создавать условия для установления прямых контактов, быть надежными партнёрами и совместно принимать взаимоприемлемые решения при возникновении неурегулированных вопросов.
- Факты свидетельствуют о том, что сегодня в процессе подготовки к появлению Евразийского экономического союза немало делается в плане выработки единой или согласованной макроэкономической, промышленной, сельскохозяйственной политики государств-участников создаваемого объединения. Очевидно, что аналогичная работа должна проводиться сейчас и по определению единой или согласованной политики межрегионального сотрудничества, основанной на предложениях самих регионов. В чем Вам видятся особенности и специфика данной политики? И какие предложения Свердловской области могли бы быть в ней учтены?
   - В целом, сотрудничество регионов России, в том числе  Свердловской области, Белоруссии  и Казахстана развивается успешно. Самое главное, что существуют взаимопонимание  сторон на высшем уровне, возможность работать в рамках единого экономического пространства. Учитывая тот факт, что Свердловская область является экспортоориентированным регионом,  ее правительство обратилось в  Правительство Российской Федерации с инициативой проведения в 2014 году в Екатеринбурге очередного заседания Совета Евразийской экономической комиссии. Наш город располагает развитой инфраструктурой для проведения мероприятий высокого уровня, и уже не раз становился площадкой для статусных встреч. Проведение таковых позволяет расширять сферы взаимодействия, вносить на рассмотрение вопросы хозяйствующих субъектов региона и придает импульс именно региональному сотрудничеству. Мы готовы не только создать условия для работы Совета, но и организовать деловую программу с посещением ведущих предприятий Свердловской области.  
Хотелось бы отметить ещё один аспект в рамках обсуждаемой темы. На мой взгляд, помимо расширения интеграционных процессов с Белоруссией и Казахстаном, необходимо также последовательно развивать связи между субъектами Российской Федерации. Это важно с точки зрения эффективной кооперации и грамотного размещения и открытия производств, исключающих дублирование и ухудшение условий выхода на внешние рынки. Замена части экономических взаимодействий между регионами страны внешнеторговыми связями ведет, в условиях сокращения объема используемого пространства, к замедлению темпов экономического роста. В данной ситуации действенная политика государства в области усиления внутренней интегрированности региональных систем является необходимым условием экономической стабилизации и предпосылкой экономического роста в России.