ЕВРОПА НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ "Коммерсант" ( "Ъ-Екатеринбург, 31.10.2013. Автор: Татьяна Дрогаева)


СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ОДИН ИЗ САМЫХ АКТИВНЫХ ПАРТНЕРОВ ЕВРОСОЮЗА НА УРАЛЕ. НА СТРАНЫ ЕС ПРИХОДИТСЯ БОЛЕЕ ТРЕТИ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА РЕГИОНА И ОКОЛО 50% ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ МЕЖДУ РЕГИОНОМ И СТРАНАМИ
ЕВРОСОЮЗА В 2013 ГОДУ ПРЕВЫСИЛ $5 МЛРД РУБЛЕЙ, ПРИ ЭТОМ БОЛЕЕ $3,5 МЛРД ПРИХОДИТСЯ НА ЭКСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЙ. АНАЛИТИКИ УВЕРЕНЫ, ЧТО РОСТ ДОЛИ ЭКСПОРТА БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЗА СЧЕТ МЕТАЛЛОВ. ОДНАКО ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ ЗАДАЧЕЙ НАЗЫВАЮТ ПРИВЛЕЧЕНИЕ В СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ ЕВРОПЕЙСКИХ КОМПАНИЙ ДЛЯ СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ.

НАРАЩИВАНИЕ ЭКСПОРТА

Свердловская область является одним из крупнейших экспортеров Уральского федерального округа, уступая лишь Тюменской области и Ханты-Мансийскому автономному округу. Так, только за первое полугодие 2013 года регион экспортировал в страны дальнего зарубежья товаров на $3,5 млрд, что составляет примерно 1,6% от совокупного российского показателя. По данным министерства внешнеэкономических связей региона, в товарной структуре экспорта со странами Евросоюза традиционно на протяжении последних пяти лет преобладали металлы и изделия из них, а также машиностроительная и химическая продукция. Аналогичная структура сложилась и в импорте. Общий объем торгового оборота между странами Евросоюза и Свердловской областью с начала года превысил $5 млрд рублей. За последние пять лет показатель практически не менялся.

По данным аналитика «Инвесткафе» Тимура Нигматуллина, всего в Свердловской области насчитывается около 50 компаний-экспортеров, ведущих свою деятельность в самых различных отраслях. Среди крупнейших партнеров региона можно выделить Германию, Великобританию, Францию, Италию и Голландию. По данным статистики, на страны ЕС приходится более трети внешнеторгового оборота региона, около 50% иностранных инвестиций и большая часть импорта технологий и квалифицированных трудовых ресурсов. «Вместе с тем, актуальной задачей, несомненно, остается дальнейшее качественное развитие взаимовыгодного сотрудничества — мощный нереализованный потенциал по-прежнему значительно превышает объем всех текущих совместных проектов, — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его словам, важнейшим направлением роста для Свердловской области является расширение торговых отношений. «На фоне либерализации тарифных режимов в этой сфере в ближайшее время стоит ожидать увеличения импортных поставок машин и оборудования, а также широкого спектра потребительской продукции», — считает Максим Калягин. Одновременно для области важнейший приоритет — наращивание экспорта (прежде всего, металлов) и увеличение присутствия на европейских рынках. «При этом основной долгосрочной целью, конечно, остается изменение баланса в пользу внутреннего производства, постепенный отказ от модели экспорта ресурсов и поставка на внешние рынки товаров с высокой добавленной стоимостью», — добавил аналитик. Тимур Нигматуллин считает, что в целом, основными бенефициарами наращивания объемов внешней торговли должны стать обрабатывающие производства, доля которых в структуре ВРП региона приближается к 40%, что примерно на треть выше среднероссийского уровня. «Помимо роста спроса на экспорт, развитию предприятий сектора должны способствовать налоговые льготы и совершенствование законодательства в рамках программы по модернизации и создания новых рабочих мест Свердловской области до 2020 года. С учетом наращивания объемов внешней торговли и стимулирования экономической активности правительством региона, я ожидаю сохранения темпов роста ВРП значительно выше среднероссийских — на уровне примерно в 6% по итогам 2013 года», — считает он.

БИЗНЕС ГОТОВ И ДАВАТЬ, И БРАТЬ

Уральские предприятия называют европейские рынки одними из удобных каналов сбыта своей продукции. Так, в пресс-службе Уральской горно-металлургической компании рассказали, что ежегодно компания производит порядка 380 тыс. тонн катодной меди, внутреннее же потребление в стране не превышает пока 300–350 тыс. тонн. «И в силу логистических факторов мы ориентируемся именно на европейский рынок. Пока основной объем катодной меди идет у нас на производство медной катанки, поскольку действует 10%-ная экспортная пошлина на катоды. Но по условиям ВТО с 2016 года она обнулится, соответственно акценты вновь будут смещаться в сторону катодов», — рассказал собеседник GUIDE. А в Трубной металлургической компании (ТМК) рассказали, что уже несколько лет объемы поставок трубной продукции ТМК в страны ЕС минимальные. «Это связано с действующими с 1997 года антидемпинговыми пошлинами на импорт бесшовных и сварных труб из России в страны ЕС, которые в 2012 году были еще продлены на последующий пятилетний период до 2017 года. Для ТМК они составляют 28,7% на бесшовные трубы и 16,8% — на сварные и, по сути, являются заградительными», — пояснил собеседник в компании. Однако, по данным компании, имеющаяся публичная информация четко свидетельствует об отсутствии экономического ущерба отрасли ЕС в результате поставок российских бесшовных труб по причине незначительного объема импорта из РФ, в отличие от Китая, Беларуси и Украины. Доля соответствующей российской продукции на европейском рынке составляет менее 1%. «При этом, несмотря на практическое закрытие рынка ЕС для российских труб, следует отметить существенное возрастание товарооборота между РФ и ЕС. Трубная отрасль последние годы активно осуществляет процесс модернизации своих производственных предприятий. Российская трубная промышленность имеет долгосрочные взаимоотношения с ведущими европейскими производителями металлообрабатывающего оборудования», — пояснили в ТМК. Так, с 2005 года ТМК закупила европейское оборудование более чем на 1 млрд евро. «С экономической точки зрения вклад российских трубных компаний в развитие машиностроительной отрасли ЕС в разы превышает так называемые «потери» европейских производителей труб от импорта из РФ», — добавили в компании.

Другим важным вопросом в развитии отношений с Европой и участники рынка, и аналитики называют масштабное привлечение иностранных инвестиций в экономику. На сегодняшний день основные точки притяжения для крупного иностранного капитала — крупнейшие инфраструктурные проекты, а также проекты локализации производственных мощностей в наиболее перспективных отраслях с высокой динамикой и солидным потенциалом. Одним из показательных примеров крупных инвестпроектов местные власти приводят запуск компанией Enel парогазовой установки мощностью 410 МВт на Среднеуральской ГРЭС (объем инвестиций составил 380 млн евро). Ранее компания открыла ПГУ-410 на Невинномысской ГРЭС в Ставропольском крае. Таким образом, Enel стала первой генерирующей компанией, полностью исполнившей свои инвестиционные обязательства в части строительства новых мощностей в России.

ПОЛУФАБРИКАТЫ ДЛЯ AIRBUS

Наиболее активная инвестиционная политика в Свердловской области проводится в горно-металлургическом комплексе. Объем инвестиций за это время превысил 300 млрд рублей. В среднесрочной перспективе и на период до 2020 года также запланирована реализация целого ряда крупных инвестиционных проектов. Например, освоение Собственно-Качканарского месторождения «ЕВРАЗ Качканарский ГОК», строительство цеха по производству металлоконструкций из гнутых профилей на Уральском заводе горячего цинкования совместно с итальянской компанией «G.M.Gruppo Maccabeo». А также освоение Южно-Михайловского месторождения известняка компанией «ПроЛайм» — совместного предприятия бельгийской компании Lhoist и ТМК. На данный момент доли компаний в проекте составляют 30% (ТМК) и 70% (Lhoist). Производство в первую очередь обеспечит растущие потребности металлургического производства региона (известь идет в электропечи и конвертеры для выплавки стали), а также будет способствовать качественному развитию химической, стекольной и бумажной промышленности области и России. Плановый объем инвестиций в проект составит более 80 млн евро. Одним из самых масштабных инвестпроектов с участием европейских компаний считается «Прокатный комплекс» на ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (УК «Алюминиевые продукты»). Он реализуется, в том числе, совместно с итальянской компанией Danieli. Целями проекта являются обеспечение российской и мировой авиации, космических программ, ракетной техники и судостроения листами и плитами из алюминиевых сплавов шириной до 3,8 м и длиной до 32 м. Запуск проекта позволит обеспечить поставки качественно новых (по геометрии и номенклатуре) полуфабрикатов, увеличить долю российских изделий из современных алюминиевых и алюминиево-литиевых сплавов до 20% от общего объема поставок алюминиевых полуфабрикатов для ведущих отечественных и зарубежных авиастроительных корпораций (Airbus, Boeing, Bombardier). Сегодня основными поставщиками плит и листов для российской авиации выступают европейские компании (в среднем около 75% объемов поставок). Инвестиции в проект оцениваются в $1 млрд. Ожидается, что полностью «Прокатный комплекс» будет запущен через полтора года.

ОТ СТАНКОВ ДО ПОЕЗДОВ

Самым последним примером сотрудничества европейских компаний в машиностроении можно назвать запуск в октябре этого года завода по сборке горизонтально-расточных и портально-фрезерных станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Проект был реализован совместно с чешским предприятием АО «TOS VARNSDORF» и ООО «Ковосвит-Русь». На первом этапе планируется выпуск 20 горизонтально-расточных и 8–10 портально-фрезерных станков с ЧПУ в год с ориентировочным оборотом 2 млрд рублей. Следующий этап предполагает организацию в Свердловской области производства комплектующих для указанных станков. Объем инвестиций в проект пока уточняется. Еще одна чешская компания — «Алта» — на протяжении нескольких лет сотрудничает с Уралвагонзаводом по реконструкции и модернизации производственных мощностей. Так, предприятия совместно провели модернизацию малярно-покрасочного комплекса. Общая стоимость проекта — более 74 млн евро. Мощность комплекса — 16 тыс. вагонов в год. Немецкий концерн Simens реализует крупный машиностроительный проект на Урале. «Нас привлекает то, что Урал — это крупный промышленный центр, здесь есть все — высокий научно-технический потенциал, подготовленный персонал, динамично развивающиеся предприятия: Уралвагонзавод, УГМК, „ВСМПО-Ависма”. Мы наблюдаем высокую деловую активность в регионе и видим, что местные власти готовы к конструктивному диалогу, — рассказал GUIDE президент компании «Сименс» в России и Центральной Азии Дитрих Меллер. — Довольно быстро мы нашли общий язык с нашим российским партнером — Группой Синара — и уже реализуем масштабные совместные проекты». Так, компания создает в Верхней Пышме (город-спутник Екатеринбурга) целый промышленный кластер. «На нашем совместном предприятии „Уральские локомотивы” уже производятся электровозы „Гранит”, а скоро будет локализовано производство пассажирских поездов „Ласточка”. Здесь мы рассчитываем выйти на уровень локализации 80% к 2017 году. Так что сейчас мы себя чувствуем на Урале комфортно», — рассказал господин Меллер.

БОЛЬШАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРОЙКА

В Екатеринбурге компании из Европы ведут активное строительство как деловых объектов, так и жилья. Например, с февраля 2010 года в городе работает гостиница «Новотель Екатеринбург», входящая во французскую группу «Аккор Групп» (управляющая компания). Французские компании в целом принимают активное участие в развитии деловой инфраструктуры Екатеринбурга. Одним из примеров сотрудничества в этой сфере является проект по строительству французской строительной компанией «Bouygues Batiment» гостиничного комплекса «Hyatt Regency Ekaterinburg», проект которого был выполнен французским архитектурным бюро «Valode&Pistre». Это архитектурное бюро также принимало участие в проектировании нового жилого микрорайона «Академический». В настоящее время французская группа «EGIS» (инжиниринговая компания, разрабатывающая проекты в сфере строительства, машиностроения, энергетики) принимает участие в реализации проектов на территории Свердловской области, в том числе в проекте строительства развлекательного парка в жилом районе «Академический». С участием финской строительной компании «Эс-Эр-Вэ Интернейшнл» построен отель «Парк Инн» (открыт в 2006 году) — первый в Екатеринбурге иностранный отель класса три звезды, входящий во всемирную сеть «Резидорс САС». Компания «Атомстройкомплекс» совместно с компанией «Эс-Эр-Вэ Интернейшнл» планировала начать строительство гостиницы Radisson в городе. Согласно проекту, стоимость которого оценивалась в 100 млн евро, общая площадь объекта составила бы 45 тыс. кв.м. Однако позже планы были персмотрены, сейчас на этом участке началось строительство многофункционального комплекса "Опера". Крупным примером в жилищном строительстве считается создание финской компанией ЮИТ на территории Свердловской области совместного предприятия «ЮИТ-Уралстрой», которое занимается строительством жилых домов в городах Верхней Пышме и Екатеринбурге. Строящиеся на территории жилые объекты финансируются финской стороной, и к настоящему моменту объем инвестиций составил около 50 млн евро. Помимо непосредственного строительства объектов, европейские компании вкладываются в создание производства стройматериалов. Так, в июне прошлого года в Полевском был открыт завод по производству сухих строительных смесей марки «Вебер» и «Ветонит» (французский концерн «Сен-Гобен»). Уникальность проекта состоит в том, что к настоящему времени в Свердловской области создан целый комбинат экологически чистого производства стройматериалов, который будет обеспечивать, в первую очередь, растущие потребности региона (добыча, переработка мрамора и производство строительных смесей мирового качества). Итальянский концерн «БУЦЦИ» владеет Сухоложским цементным заводом. В 2010 году была открыта «пятая технологическая линия», которая представляет собой первый в России завод-автомат по производству цемента сухим способом. Объем иностранных инвестиций в данный проект составил порядка 240 млн евро. Мощность завода с вводом новой линии возросла на 1,1 млн тонн.

СВОИ В ЕВРОПЕ

В Свердловской области работают предприятия и со 100%-ным иностранным капиталом. Например, итальянская компания «Мелко» открыла в Екатеринбурге на базе керамического завода предприятие «ИТС — итальянский технологический сервис» по производству запчастей и технологической оснастки для производства керамической плитки и сантехники. Предприятие со 100%-ным итальянским капиталом «Интеркер», зарегистрированное в Екатеринбурге, занимается поставками в Россию оборудования и запчастей для керамической промышленности. Уральские предприятия также имеют активы на территории Европы. Например, ООО «УГМК-Холдинг» в 2008 году приобрело контрольный пакет (51%) акций Чешского авиастроительного предприятия Aircraft Industries a.s., расположенного в городе Куновице. Завод является производителем малых двухмоторных турбовинтовых самолетов L-410 различных модификаций. «В течение того времени, когда УГМК является акционером AircraftIndustries, произошло не только увеличение производственных мощностей, но и модернизация самолета. Установлен новый двигатель, новый винт, новая авионика», — рассказали в УГМК. Кроме того, в августе этого года Межгосударственный авиационный комитет выдал дополнение к сертификату L-410, которое вводит новый тип двигателя — H-80 производства GeneralElectric. До этого ставился двигатель М-601. В планах компании — в течение 2014-2015 годов глубже модернизировать самолет — он будет уже называться L-410 NG (NewGeneration). Сейчас идут разработки: у самолета появится новое длинное крыло, новая, полностью цифровая авионика, увеличится дальность полета, объем багажа, грузоподъемность, скорость, еще короче станет необходимая взлетно-посадочная полоса.

Чешский завод, по сути, единственное в мире авиастроительное предприятие полного цикла. При этом на завод поступает несколько сотен единиц комплектующих российского производства, в том числе металл КУМЗа, из которого делают корпус. «Дело в том, что когда самолет конструировался в советское время, он конструировался именно под российский, под кумзовский металл. Если говорить о том, в какой степени этот самолет российский, — с точки зрения конструкторской мысли он российский, с точки зрения материалов — сегодня он почти наполовину остается российским», — добавили в УГМК. Отметим, что после появления УГМК в качестве акционера завода производство начиналось с 4-5 машин в год. В прошлом году было произведено уже 14 самолетов. В этом году должны быть построены 16. «Основной рынок — это Россия (компания поставляет самолеты региональным авиакомпаниям, в частности, Хабаровского края, Коми и Оренбургской области). Но мы постоянно ищем новых заказчиков за рубежом. Перспективным выглядит азиатский рынок, прежде всего это Вьетнам, Бангладеш, Непал. Следующий регион — это Латинская Америка, в том числе Бразилия, где традиционно довольно много L-410. Начинаются переговоры с такими странами, как Доминиканская Республика, Панама», — рассказал представитель УГМК. Трубная металлургическая компания владеет двумя заводами в Румынии — TMK-ARTROM (Слатина) и TMK-RESITA (Решица). TMK-ARTROM является ведущим предприятием по производству труб в Румынии. Завод производит бесшовные трубы промышленного назначения, включая трубы для машиностроения и автомобильной промышленности. Более 80% производимой продукции реализуется на внутреннем рынке ЕС, оставшаяся часть экспортируется в основном в США. TMK-RESITA — металлургический завод, который производит стальную трубную заготовку для потребностей TMK-ARTROM, а также для продажи на рынок. «Приобретение данных предприятий позволило ТМК, став домашним игроком на рынке Европы и оптимизировав логистику, занять существенную долю внутреннего рынка бесшовных труб промышленного назначения, оперативно реагируя на изменения объема и структуры спроса со стороны европейских потребителей», — прокомментировали на предприятии.

НЕ ПОШЛО

Однако не всем странам Евросоюза удается реализовать свои планы на Урале. Например, активность венгерского бизнеса в Свердловской области очень низка. Данных о наличии в Свердловской области официальных представительств венгерских компаний, производственных или торговых предприятий нет, сообщили в МинВЭС. «В регионе относительно активно действует только одно совместное российско-венгерское предприятие «DUNA-Урал». Компания занимается содействием развитию торгово-экономического сотрудничества между Свердловской областью и Венгрией», — отметили в ведомстве. Ранее компания «DUNA-Урал» вела активные переговоры по реализации в Свердловской области проектов в рамках областного контракта с участием венгерского финансирования по строительству второй очереди комплекса зданий СОГУЗ «Противотуберкулезный диспансер» и строительству участка автодороги Екатеринбург — Тюмень в обход города Богдановича (Свердловской области). Проекты планировалось реализовать на средства Эксимбанка Венгрии при участии венгерской компании «ProcatorKft.» и агентства по страхованию экспортных контрактов «MEXIB». «К сожалению, в силу ряда субъективных обстоятельств реализация данных проектов была отложена», — лишь отмечают в правительстве. Нидерланды пытались реализовать проект «Строительство энергетической установки на биотопливе» PSO-Milieu. Министерство природных ресурсов РФ от Свердловской области было направлено шесть заявок на проекты. В результате предварительного рассмотрения заявок получили одобрение два проекта региона. Речь идет о строительстве энергетической установки на биотопливе в малом поселении (проект ГУ СО «Институт энергосбережения» и ЗАО «Фанком»). Пилотный проект для решения проблемы утилизации древесных отходов и обеспечения тепловой и электрической энергией предприятий деревообработки, часто являющихся градообразующими для населенных пунктов восточной и северной частей Свердловской области, обеспечение тепловой энергией самих населенных пунктов. А также проект по утилизации отходов птицефабрик Свердловской области с выработкой энергии (ОАО «Уральский центр энергосбережения и экологии» на примере ГУП СО «Птицефабрика Среднеуральская»). Проект направлен на решение проблемы утилизации экологически опасного птичьего помета с получением биогаза с последующим его сжиганием с выработкой тепловой и электрической энергии для нужд предприятия и получением высококачественного удобрения. Планировалось реализовать оба проекта с общим объемом инвестиций в 1,5 млн евро. По результатам визита экспертов из NLAgency (голландским агентством экономического развития) был сделан выбор в пользу проекта с ЗАО «Фанком» (крупнейший производитель фанеры) и ГБУ СО «Институт энергосбережения». Объем гранта составил 700 тыс. евро, при этом ЗАО «Фанком» был готов к совместному финансированию (сумма значительно превышала величину гранта). После предварительного сбора информации и подготовки технического задания в мае 2010 был объявлен тендер. Подали заявки четыре консорциума компаний. После получения расценок на оборудование выяснилось, что они не соответствуют разработанному техническому заданию. Руководители программы выработали решение объявить тендер несостоявшимся и пересмотреть техническое задание. Предлагались два варианта — снизить мощность и снять требование по части оборудования или повысить стоимость проекта (почти в два раза). Однако ЗАО «Фанком» не согласилось ни с одним из вариантов и приняло решение привлечь поставщиков российского оборудования и выйти из проекта. Позже ГБУ СО «Институт энергосбережения» нашел возможность для нового проекта с небольшой стоимостью. Новый тендер выиграла группа компаний: Nijkamp Energiedistributie B.V. с субподрядчиками BGP Engineers B.V., Rendamax B.V. и OOO «Промсельхозэнерго». Контракт с компанией и Минэкономики Нидерландов подписан, компания передала свои предложения российскому партнеру.

ЛУЧШЕ МЫ К ВАМ

Тема взаимного сотрудничества стран Евросоюза и Свердловской области не раз поднималась в рамках саммита Россия — ЕС, прошедшего летом этого года в Екатеринбурге. Глава представительства Евросоюза в РФ, посол Фернандо Валенсуэла рассказал, что порядка 70% инвестиций в Россию поступают из стран Евросоюза. «От послов стран-членов ЕС и от представителей Ассоциации европейского бизнеса я получаю информацию о позитивном климате для ведения бизнеса в России и в Свердловской области. Интересен и тот факт, что несмотря на очередной этап финансового и экономического кризиса, который проходит Евросоюз, торговля и инвестиции с Россией продолжают расти», — отметил господин посол. Он добавил, что рынки стран Европы в настоящее время достаточно зрелые и потому имеют весьма скромный потенциал для роста. В то время как российский рынок обладает невероятным потенциалом развития. Областные власти приветствуют появление в регионе европейских инвесторов. «Как результат нашей открытости — готовность стран, входящих в Европейский Союз, сотрудничать с нами, работать на уральской земле. Только за последние полтора-два года инвестиции из стран Евросоюза выросли в 4,5 раза. Мы это расцениваем как доверие к нам, отношение к Среднему Уралу как к надежному партнеру. И мы продолжаем работать над улучшением инвестиционного климата: у нас есть право принимать свои региональные законы, и политика руководства области направлена на создание выгодных условий для всех инвесторов», — рассказал вице-губернатор Яков Силин.

ТАТЬЯНА ДРОГАЕВА