Доклад министра А.В.Харлова на коллегии ММиВЭС Свердловской области 25 марта 2010 года

Уважаемые участники! Региональный формат международной деятельности России является важным ресурсом обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов страны, поэтому расширение международных связей Свердловской области как субъекта Российской Федерации создает предпосылки для дальнейшего увеличения вклада региона в решение внешнеполитических задач России. Шаги, предпринимавшиеся нашим Министерством в 2009 году, были направлены на использование внешнеполитических факторов в целях привлечения иностранных партнеров к решению задач социально-экономического развития области, в том числе в сфере создания новых высокотехнологичных производств, увеличения экспорта продукции, особенно в части изделий с высокой долей добавочной стоимости, повышения международного имиджа Свердловской области в рамках реализации Концепции внешней политики РФ. Одним из способов решения этих задач является организация двусторонних переговоров с нашими иностранными партнерами. С этой целью в 2009 году было организовано 19 различных визитов делегаций Свердловской области за рубеж. Особо хочу отметить, что 2009 год стал рекордным по количеству посетивших Свердловскую область иностранных делегаций. Организуя взаимодействие с иностранными партнерами в 2009 году Министерство значительное внимание уделяло развитию межрегионального сотрудничества с государствами-участниками СНГ. При этом на самом высоком уровне были проведены мероприятия с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Белоруссией, Арменией, Туркменистаном. Свердловская область стала постоянным участником Форума межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан. В рамках визита в Узбекистан удалось достичь договоренности о поставке продукции, производимой Корпорацией «Уралмаш», Трубной металлургической компанией. Президентом Республики Таджикистан в рамках саммита ШОС торжественно открыто Генеральное консульство Республики Таджикистан в Екатеринбурге. А в ходе встречи с Губернатором обсуждены перспективы дальнейшего сотрудничества Свердловской области с Таджикистаном. Итогом проведенной работы с Туркменией является не только расширение сотрудничества на уровне бизнеса, но и проводимая работа по визиту в Свердловскую область Президента Туркмении, что может вывести наше сотрудничество на стратегический уровень. Активная работа с белорусскими партнерами завершилась подписанием между Правительством Свердловской области РФ и Правительством Республики Беларусь Плана совместных мероприятий на 2010-2012 годы. Проведенные переговоры с официальными и деловыми кругами Республики Армения позволили сформировать основу для подписания в 2010 году Плана мероприятий по развитию сотрудничества между Правительством Свердловской области РФ и Правительством Республики Армения на 2-х летний период. На европейском направлении усилия Министерства были сконцентрированы на подготовке переговоров по инвестированию реализуемых на территории области проектов, поставкам передовых технологий и оборудования, созданию совместных производств в медицине, станкостроении и других сферах. С этой целью было организовано участие Губернатора Свердловской области в составе делегаций Российской Федерации во главе с Президентом Российской Федерации в Финляндию и Германию. 16 июля 2009 года в присутствии Президента РФ Дмитрия Медведева и Канцлера ФРГ Ангелы Меркель между компанией «Сименс», ОАО «Российские железные дороги» и Группой «Синара» подписано соглашение о создании на базе Уральского завода железнодорожного машиностроения производства локомотивов нового поколения с асинхронным тяговым приводом. Кроме этого, по итогам встречи Президента России и Федерального Канцлера Германии было принято решение о проведении очередного раунда Российско-Германских межгосударственных консультаций в Екатеринбурге., который состоится в середине июля текущего года. Губернатором Свердловской области проведены презентации региона в Корпорации Лондонского-Сити, Европейском банке реконструкции и развития, Департаменте торговли и инвестиций Великобритании, в Экспортном совете Дании, МИДе Дании, Конфедерации датской промышленности, а также в королевской резиденции. Конструктивно развивались отношения с Германией, Италией, Австрией, Францией, Нидерландами, Венгрией, Чехией, Финляндией. В ходе визита председателя Правительства Свердловской области в Австрию в сентябре 2009 года был открыт информационный центр «Урал – Австрия» в Вене. В 2009 году продолжалось взаимодействие с германскими партнерами по вопросам энергосбережения и энергоэффективности, что позволило нам выйти на реализацию в Екатеринбурге проекта «Энергоэффективный город». Значимым событием было проведение в апреле 2009 года в Екатеринбурге российско-итальянского экономического форума, с участием министра промышленности и торговли России Виктора Христенко и министра экономического развития Италии Клаудио Скайолы. В это же время состоялось другое крупное международное мероприятие – «Дни Финляндии в России 2009». Финскую делегацию возглавлял министр занятости и экономического развития Финляндии Маури Пеккаринен. С целью активизации сотрудничества на азиатском направлении министерством был организован визит Губернатора Свердловской области в КНР в составе делегации Российской Федерации во главе с председателем Правительства России Владимиром Путиным. По итогам визита Правительством Свердловской области, «Внешэкономбанком» и Государственным банком развития Китая было подписано Соглашение о сотрудничестве в инвестиционной сфере, предусматривающее предоставление китайским банком инвестиционных ресурсов в размере 1 млрд. долларов США для реализации проектов в Свердловской области. В августе 2009 года при содействии министерства состоялось открытие прямого регулярного воздушного сообщения по маршруту Екатеринбург-Пекин, что, по нашему мнению, безусловно повлияет на развитие торгово-экономического сотрудничества с Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Министерством в 2009 году проводилась активная работа по восстановлению утраченных и поиску новых рынков сбыта продукции предприятий Свердловской области. С этой целью как очень перспективный рассматривается динамично развивающийся рынок стран Африки и Ближнего Востока. Для презентации наших возможностей был организован визит в Свердловскую область делегации послов Лиги арабских государств. В 2010 году уже состоялся визит послов стран Южной и Центральной Африки, а до конца года ожидается визит послов стран Латинской Америки. Международная выставочная деятельность в 2009 г. осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2008 № 1163-ПП «О перечне международных выставочно-ярмарочных мероприятий на 2009 год, проводимых при участии представителей Правительства Свердловской области». Постановлением предусматривалось участие делегации Свердловской области в 6 выездных и 1 одном внутреннем мероприятиях. Данный план выполнен, за исключением одного пункта - презентации области в Бельгии в октябре 2009 г. в связи с отменой выезда. Помимо мероприятий, предусмотренных данным постановлением, в соответствии с Распоряжением Губернатора Свердловской области от 29.12.2008 г. № 139-РГ Министерству в 2009 г. было поручено провести организационную работу по привлечению к участию в выставке «Russian Expo Arms 2009» иностранных компаний и представителей дипломатического корпуса зарубежных государств. В результате в выставке «Russian Expo Arms 2009» приняли участие делегации из 37 стран, на выставку прибыло более 200 иностранных представителей. Министерством в ходе выставки были обеспечены индивидуальные встречи иностранных делегаций с представителями органов власти и предприятий Свердловской области. Эффективность проведенных выездных мероприятий высока, что отмечается делегатами – представителями деловых кругов Свердловской области и конкретным экономическим эффектом от командировок для предприятий-участников выставок. В 2009 году продолжена работа по информированию иностранных партнеров об экономических и инвестиционных возможностях муниципальных образований области и их потребностях. С этой целью были организованы выезды представителей иностранных дипломатических миссий, иностранных торговых представительств и иностранного бизнеса в города Первоуральск и Красноуфимск. В 2010 году эта работа будет продолжена. Одним из важнейших направлений в работе Министерства является расширение инфраструктуры международного сотрудничества. В 2009 году при содействии министерства были открыты в Екатеринбурге Генеральное консульство Таджикистана, Генеральное консульство Азербайджанской Республики и Почетное консульство Монголии. На протяжении многих лет одним из инструментов осуществления координации и развития международных связей были рабочие группы и смешанные комиссии по развитию сотрудничества с конкретными странами. В настоящее время, в связи изменениями в Правительстве Свердловской области идет процедура назначения руководителей этих групп. В перспективе их численность достигнет 16 единиц. Несмотря на имеющиеся успехи в развитии международного сотрудничества Министерство видит и реальные сложности и препятствия, тормозящие этот процесс. Решение многих из них могло бы облегчиться при активном участии иностранных партнеров. Одной из главных сложностей является недостаток собственных финансовых ресурсов для проведения масштабного технического перевооружения предприятий и реализации крупных инфраструктурных проектов. Задержка решения этого вопроса приводит к снижению конкурентоспособности производимой продукции и постепенной потере зарубежных рынков сбыта, причем даже тех, на которых предприятия региона были традиционно сильны. Решением данной проблемы могла бы стать более активная и согласованная работа по привлечению в процесс техперевооружения иностранных инвестиционных ресурсов, причем положительные примеры такого сотрудничества на территории Свердловской области уже имеются. К сожалению, увеличение притока инвестиций сдерживается, в том числе, неготовностью ряда предприятий и предпринимательских структур работать по стандартам и на условиях, предлагаемых иностранными партнерами. В тоже время, не смотря на наличие положительных примеров по реализации совместных проектов в производственной сфере, иностранные инвесторы пока достаточно сдержанно относятся к предложениям по созданию совместных производств и инвестициям в промышленность Свердловской области. По их собственным оценкам это связано в частности с отсутствием достаточных гарантий со стороны руководства региона, а также с наличием определенных административных барьеров, процедурных сложностей и межведомственных нестыковок и противоречий. Осложняют этот процесс и определенные недоработки в сфере развития инфраструктуры. Понимая важность данной проблемы, министерство начало работу по формированию для потенциальных иностранных партнеров четкой и понятной информации по возможному получению государственных гарантий Свердловской области, а также налоговых и других послаблений при создании в регионе совместных производств. Серьезным сдерживающим фактором на пути расширения торгово-экономических связей и инвестиционного сотрудничества Свердловской области является также неравномерность развития отдельных территорий и районов области, концентрация основных инвестиционных ресурсов в экономических и финансовых центрах и, как следствие, слабая вовлеченность большинства муниципальных образований в эти процессы. Основу проблем и трудностей, с которыми сталкиваются муниципалитеты, составляют неэффективное администрирование, определенные организационные недостатки, незнание специфических особенностей работы с иностранными инвесторами и коммуникативные барьеры, нехватка финансовых ресурсов, но самое главное – это отсутствие опыта в вопросах создания и продвижения инвестиционного имиджа территорий. В связи с чем, у иностранных партнеров сегодня элементарно отсутствует информация об имеющихся инвестиционных возможностях. Стимулирование инвестиционной деятельности на муниципальном уровне должно осуществляться по тем направлениям и, в первую очередь, тех инвестиционных проектов, которые обеспечивают главные потребности конкретного муниципального образования и вписываются в стратегию его развития. Для преодоления имеющихся сложностей и препятствий на пути расширения международного сотрудничества, в целях сохранения и укрепления позиций Свердловской области в ближайшей перспективе во внешнеэкономической политике региона должны оставаться следующие региональные приоритеты. 1. Активизация работы по расширению и диверсификации сотрудничества с европейскими странами, сосредоточив усилия на вовлечение в кооперационные процессы стран Южной, Центральной и Восточной Европы. В основу сотрудничества должна быть поставлена цель - привлечение современных технологий через создание в Свердловской области совместных производств новых видов товаров. 2. Более активная позиция в отношении развития кооперационных связей со странами СНГ. При этом не только с целью сбыта производимой продукции, но и для налаживания инвестиционного сотрудничества и в первую очередь для вложения финансовых средств в проекты на территории этих государств. 3. Переход на технологическое сотрудничество с экономически развитыми странами Азии, в первую очередь с Японией, Кореей, Сингапуром, Тайванем, обладающих высокими технологиями и мощными инвестиционными ресурсами. 4. Расширение сотрудничества с новыми быстрорастущими экономиками, такими как Индия, Бразилия и Китай. Данные страны могут стать наиболее выгодными партнерами при реализации совместных проектов во всех отраслях экономики, а также в сфере инвестиционного и инновационного сотрудничества. 5. Активизация работы бизнеса на рынках стран Африки, Латинской Америки, Центральной Азии и др. Мы рассчитываем, что успешному решению всех этих задач будут способствовать и новые подходы к организации работы самого Министерства. Наработанные контакты, достигнутые договоренности и полученная информация способствовали внедрению проблемно-ориентированного подхода к решению имеющихся задач, а проектный подход организации работы способствует более эффективному использованию сил и средств, а также позволяет наладить результативное взаимодействие, как сотрудников ключевых управлений министерства, так и взаимодействие исполнительных органов власти области в целом. В качестве примера прокомментирую проект, реализуемый с правительством Нидерландов. Таких проектов у нас сегодня уже 43. Предстоит большая работа, к активному участию в которой я призываю всех присутствующих. Уважаемые коллеги! Проводимая работа, как правило, получает свою оценку в цифрах. К таким необходимо отнести данные по внешнеторговому обороту. Внешнеторговый оборот (данные приводятся на основе статистики Уральского таможенного управления с учетом товарооборота с Республикой Беларусь и с учетом экспорта и импорта услуг) за январь – декабрь 2009 года в стоимостном выражении составил 10,2 млрд. долл. США. Экспорт составил 7,4 млрд. долл. США, импорт – 2,7 млрд. долл. США. Сальдо внешней торговли сложилось положительное и составило 4,7 млрд. долл. США. Снижение экспорта к результату прошлого года составило немного менее 30%, снижение импорта почти 40%, что повлекло ряд изменений в товарной структуре. В то же время, если рассматривать товарооборот не в стоимостном выражении, а в физических объемах, то мы увидим другую картину. Снижение грузооборота за год составило только 22%. Если же рассмотреть только экспорт и импорт важнейших товаров (на основании данных по форме 2-тс таможенной статистики), то снижение весовых объемов, например по экспорту, составило только 5%. Для исследования были проанализированы основные товарные потоки с учетом географического принципа по условным направлениям - запад, восток, юг. Из 129 стран отобраны наиболее активно ведущие внешнеторговую деятельность с оборотом более 1 млн. долл. По условным направлениям распределены товарные потоки в весовом и стоимостном выражении. Из сравнения данных по 2008 и 2009 году следует, что, во-первых, географическая направленность экспорта стабильна и в весовом выражении значительных изменений не произошло. Таким образом, товары, произведенные в Свердловской области, имеют своего постоянного потребителя и место на мировом рынке. Кроме того, при небольшом снижении поставок на запад и юг произошло увеличение поставок на восток. Во-вторых, анализ изменения стоимостных объемов позволяет сделать вывод, что в год мирового кризиса стоимость товаров значительно снизилась. Если с сырьевыми товарами снижение связано с котировками на биржах, то с товарами с высокой долей добавленной стоимости пока не ясно - возможно действовал принцип – каждый день должно быть дороже (принцип пузыря – все время больше). Данные по приведенной стоимости экспорта и импорта на тонну продукции, дают картину реального соотношения добавленной стоимости в продуктах товарообмена. В торговле с западом тонна экспортируемой продукции сейчас более чем в три раза дешевле, чем поставляемая по импорту. Примерно то же соотношение в торговле с востоком. Импортные поставки машин и оборудования, без которых пока не может обойтись наша промышленность, имеют тенденцию перемещения в сторону востока – то есть приобретение современных технологий сейчас переориентируется на восток. Обращает на себя внимание неравномерность в товарном обмене между востоком, западом и югом. На экспорт поставляется примерно один перечень продукции, однако цены на западе гораздо выше, чем на востоке и существенно выше, чем на юге (в первую очередь, это страны СНГ). Какие же мы можем сделать выводы для нашей деятельности? 1. Необходимо предпринимать максимум усилий для продвижения продукции с высокой добавленной стоимостью на рынках, особенно на традиционных рынках сбыта в странах СНГ в целях не только увеличения продаж, но и получения максимальной прибыли. Для этого можно использовать такие хорошо зарекомендовавшие себя инструменты, как выставки, деловые встречи, работа торговых представительств, торгово-промышленной палаты и отраслевых союзов. 2. Необходим более глубокий анализ рыночной региональной ситуации. Так как, утверждения, что наши изделия неконкурентоспособны, не всегда соответствуют действительности. Для нашей продукции есть свои потребители, у них есть своя ниша – ее только надо найти и удержать, как это делают все остальные участники рынка. В качестве примера: - мы поставили кранов и арматуры для трубопроводов на 3 млн. долларов США; - генераторов и электродвигателей почти на 15 (среди покупателей которых – Германия; - трансформаторов на 17. Таким образом, рынок для нашей продукции есть, только мы весьма пассивны в ее продвижении. 3. Предприятиям необходимо более внимательно подходить к закупкам импортных товаров и учитывать их стоимость на разных рынках. 4. Одной из наших стратегических задач должно стать сбалансирование товарные потоки. Сейчас мы перевозим громадные массы с юга и значительные на запад, в то же время в обратном направлении товарный поток намного меньше. Если увеличивать долю труда (стоимость) и уменьшить массу, то разница сократится. Поэтому необходимо в перспективе повышать производство продуктов с высокой добавленной стоимостью на территории области. В качестве примера можно привести изменения, произошедшие после организации нового производства на «ВСМПО-Ависма» - изделия из титана, ранее поставлявшиеся как металлы и изделия из них, перешли в категорию «части летательных аппаратов» и, соответственно изменилась стоимость. В завершение хочу пригласить всех присутствующих после закрытия заседания Коллегии на презентацию постоянно действующего выставочного стенда Свердловской области на втором этаже. Спасибо за внимание!