Узбекистан

СОТРУДНИЧЕСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ РФ  С 
РЕСПУБЛИКОЙ  УЗБЕКИСТАН

Республика Узбекистан расположена в центре евразийского материка, в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Граничит с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном, Афганистаном. Общая протяженность границ - 6221 км. Территория - 447,4 тыс. кв. км. Население - 26,7 млн. чел., в том числе русскоязычное, по оценкам, составляет 1,3 млн. человек. Столица – Ташкент (около 2,1 млн. жителей). 

Административное деление: г.Ташкент, Республика Каракалпакстан, 12 областей - Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Навоийская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская. Государственный язык - узбекский. Денежная единица - сум. 

Государственное устройство. Государственная независимость Республики Узбекистан провозглашена 31 августа 1991 г. Принятая в декабре 1992 г. Конституция провозглашает Узбекистан суверенной демократической республикой. Глава государства – Президент. На состоявшихся 23 декабря 2007 г. президентских выборах И.А.Каримов был переизбран на высшем государственном посту на второй семилетний срок. 

Высший законодательный орган - Олий Мажлис. Высший орган исполнительной власти – Кабинет Министров. Премьер-министр - Ш.Мирзиёев. 

Экономическое развитие. Основные приоритеты в реализации экономических реформ в Узбекистане это - углубление рыночных реформ и дальнейшая либерализация экономики страны, обеспечение опережающего развития частного сектора, в том числе малого и среднего бизнеса, стимулирование притока иностранных инвестиций, последовательное повышение уровня жизни населения. 

Фермерство стало основной формой хозяйствования на селе (99% производства хлопка-сырца и 80% зерновых культур). Ныне это 215 тыс. хозяйств (рост за год на 13%), в которых занято 1,6 млн. работников. За ними закреплено 85% всех посевных площадей. На долю фермерских и дехканских хозяйств приходится 94% производства сельхозпродукции. 

Внешнеторговые операции республики осуществлялись со 130 странами. Основными торговыми партнерами Узбекистана остаются: Россия, Южная Корея, Турция, Казахстан, Великобритания, Иран. 

Узбекистан является одним из основных торговых партнеров России среди стран Центральноазиатского региона. По объему взаимной торговли с Россией Узбекистан находится на 4-м месте среди стран Содружества - доля Узбекистана в общем объеме товарооборота России со странами СНГ составляет 2,7%. На долю России приходится 29,4% товарооборота республики. Среди стран – участниц ЕврАзЭС Узбекистан занимает третье место по объему торговли. 

Россия поставляет в республику машины и оборудование, продукцию металлургии, фармацевтики, сельхозпродукцию и лес, а получает взамен газ, машины и оборудование, хлопковое волокно, плодоовощную продукцию. 

Основными направлениями взаимодействия России и Узбекистана являются развитие и функционирование рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики, поощрение и защита инвестиций. Узбекистан и Россия также договорились об углублении взаимовыгодного сотрудничества в деле совместного развития и использования национальных и международных транспортных инфраструктур, обеспечения на своей территории благоприятных условий для осуществления транзитных перевозок пассажиров и грузов, а также возможного привлечения для этих целей инвестиций из третьих государств и международных финансовых организаций. 

Россия и Узбекистан имеют огромные перспективы сотрудничества в области малого и среднего бизнеса.

Узбекскую сторону также интересует дальнейшее развитие межрегионального сотрудничества и партнерства, сотрудничество в области международного коммерческого арбитража и оформления сертификатов происхождения товаров на территории России и обмена деловой информацией, реализация совместных инвестиционных проектов.

Однако продвижению российских товаров на узбекский рынок по-прежнему препятствуют, в частности, действующая в Узбекистане сложная и длительная государственно-бюрократическая процедура осуществления платежей по контрактам, сложности в осуществлении финансовых взаиморасчетов, а также проблемы, возникающие из-за режима жесткого валютного регулирования. 

Самым обсуждаемым и болезненно действующим на большой ассортимент товаров является дифференцируемая ставка акциза. Это означает, что ставка акциза на ввозимые товары в несколько раз превышает ставку акциза на аналогичные товары отечественного производства, что делает заведомо неконкурентоспособными эти иностранные товары. По мнению экспертов, эта проблема связана с тем, что  двусторонняя правовая база, регулирующая взаимоотношения между  странами СНГ, не отражает современные тенденции в международной торговле.

Визиты и мероприятия, состоявшиеся в  2008-2010 гг. 

В период с 21 по 24 января 2009 г. состоялся визит Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя в Узбекистан в составе делегации, возглавляемой Президентом Российской Федерации. 

В составе делегации Свердловской области в визите приняли участие министр А.В. Харлов, генеральный директор машиностроительной корпорации «Уралмаш» Н. Эфендиев и председатель совета директоров Трубной металлургической компании Д.А. Пумпянский. 

Внешняя торговля 

Узбекистан является одним из основных партнёров Свердловской области, по объему товарооборота стабильно занимает четвертое место среди  стран СНГ и 14–19 места - среди крупнейших стран – партнёров Свердловской области. 

В 2009 году товарооборот между Свердловской областью и Республикой Узбекистан составил 175 млн. долларов США, по сравнению с 2008 годом он уменьшился на 32,7%. Экспорт составил 150  млн. долларов США (возрос на 2%), импорт – 25 млн. долларов США (уменьшился в 4,5 раза). 

В январе-марте 2010 года товарооборот увеличился на 33,65% к уровню прошлого года и составил 35 млн. долларов США.