Проект «Аляска-Сибирь 2015» поможет укрепить международное сотрудничество в сохранении памяти о событиях Второй мировой войны

Международный проект «Аляска-Сибирь 2015», организованный к 70-летию Великой Победы, поможет сохранить историческую память о героях-летчиках и примерах успешного сотрудничества между станами антигитлеровской коалиции. Об этом 7 августа сказал министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Андрей Соболев на встрече с экипажами двух самолетов DC-3 Дуглас, которые совершили посадку в екатеринбургском аэропорту Кольцово. Самолеты повторяют маршрут перелета по легендарной воздушной трассе Аляска-Сибирь (АЛСИБ) группой самолетов времен Великой Отечественной войны, которые поставлялись из США Советскому Союзу в рамках ленд-лиза.
«Урал внес весомый вклад в Победу. Для нас проект «Аляска-Сибирь» – это большой подарок, событие, которое останется в памяти людей. Мы впервые принимаем два уникальных борта, которые были изготовлены в 1942 и 1943 годах. Сегодня, когда предпринимаются попытки разжигания межнациональной розни, крайне важно показывать, что только общими усилиями государств и простых людей можно строить свободное от предрассудков и войн общество. Те летчики, которые сюда прилетели, не делят себя на представителей разного гражданства. Это единая пилотная команда, которая дарит всему миру возможность отпраздновать годовщину Победы», – отметил Андрей Соболев.
Гендиректор «Русского авиационного общества» и руководитель проекта Сергей Баранов пояснил, что идея пролететь по трассе на самолетах времен Второй мировой войны переросла в интересный международный проект.
Реализация проекта поделена на два основных этапа – американский (США – Канада – Аляска) и российский (Анадырь – Магадан – Якутск – Красноярск – Москва). Перелёт начался еще в июле в Грейт Фолс Монтана (США) и завершится в августе на Международном аэрокосмическом салоне в Жуковском. После показа на авиасалоне самолеты будут безвозмездно переданы в Центральный музей Вооруженных сил России.
Американский пилот Фрэнк Мосс, который вместе со своим сыном-пилотом Гленом принимает участие в проекте «Аляска-Сибирь 2015», рассказал, что самолеты действительно очень старые. В них отсутствует современная техника. По ходу перелета приходилось производить замену двигателя, чинить различное оборудование. Тем не менее, саму акцию Фрэнк Мосс считает успешной, очень интересной и значимой.
«Я думаю, что, по большей части, это все делается для того, чтобы напомнить людям о том, что произошло во время Второй мировой войны. У меня есть те, кто воевал и кто погиб в те годы. К сожалению, не очень много людей в Америке помнят именно об этом перелете самолетов. Мы стараемся напомнить об этих событиях, а также о том партнерстве США и СССР, которое существовало в годы войны. Этот перелет важен и познавателен, прежде всего, для нас самих. Мы начинаем понимать, через что пришлось пройти русским людям», – отметил Фрэнк Мосс.
Воздушная трасса между Аляской и СССР начала свое действие в 1942 году. Американские лётчики доставляли самолёты до города Фэрбенкса на Аляске, где советская военная миссия принимала технику. По территории США самолеты перегонялись одним и тем же лётчиком, а в СССР – передавались по эстафете. Общая протяжённость от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6,5 тысячи километра, из них по территории СССР – пять тысяч. С завода в США до фронта в Советском Союзе самолёту приходилось преодолевать до 14 тысяч километров. Всего по трассе АЛСИБ доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов.
Помимо поставки самолетов трасса позволяла перевозить грузы: военное оборудование, продовольствие, оборудование для госпиталей, протезы, хозяйственные и канцелярские принадлежности, почту.
По Алсибу перемещались дипломаты, послы СССР в США Максим Литвинов и Андрей Громыко и также военные специалисты, а в 1944 году – вице-президент США Генри Уоллес.
За время существования трассы с октября 1942 по октябрь 1945 года по ней было перевезено 128371 пассажира, 18753 тонн грузов и 319 тонн почты, в том числе, 187 тонн дипломатической.
Одним из тех, кто принимал участие в перегонке самолетов из Америки, стал наш земляк Герой СССР, летчик-истребитель Александр Липилин. Его племянник Эдуард Лайковский хранит память о военных подвигах своего именитого дяди.
«Дядя рассказывал, что маршруты для перегонки техники рассматривались разные, но именно трасса через Сибирь оказалась наиболее надежной – здесь самолеты не сбивали, в отличие от трассы над морем. В то же время Алсиб – это маршрут для самых смелых и опытных летчиков. Здесь ужасные погодные условия, кроме того, не было надежных ориентиров и нормальных карт. Как правило, впереди шел лидер – самолет-бомбардировщик, который имел радиосвязь с землей. Следом за ним клином – по четыре-пять самолетов с обеих сторон. Летчикам приходилось выдерживать дистанцию 2-3 метра при норме 40-50 метров. Летели в пределах видимости. Отстал – потерял ориентиры. За три года Александр Липилин лично перегнал 435 самолетов. При этом 97 раз он летел в качестве лидера, то есть вел еще 8-10 самолетов. Получается, что всего мой дядя помог перегнать порядка 880 самолетов», – рассказал Эдуард Лайковский.

Архив новостей