80 лет международного сотрудничества Свердловской области

С момента своего основания Свердловская область, несмотря на высокую закрытость от внешнего мира, обусловленную оборонно-промышленной  спецификой экономики, развивала международные связи. Но именно эта особенность делала регион российским центром самого современного производства, а предприятия – крупнейшими в стране  поставщиками различного оборудования.
Безусловно, на международное сотрудничество серьезно влияли глобальные потрясения времени и идеология. Тем не менее, сегодня история Свердловской области – это летопись строительства, работы и успеха могучих уральских заводов, где начинались биографии конкретных людей, связавших впоследствии  крупнейший промышленный регион России с дальним и ближним зарубежьем.
Визитная карточка Среднего Урала – завод тяжелого машиностроения «Уралмаш». Крупнейшее в мире предприятие, почти ровесник региона-юбиляра, с самого начала являло собой образец глобализации. При его проектировании были учтены успехи европейской и американской техники в области тяжёлого машиностроения. Как сказано в исторических справках, большинство  оборудования было поставлено иностранными фирмами: немецкими – «Гидравлик», «Шлемман», «Вагнер», «Кригер», «АЕГ», английской «Шеппард». Были на заводе и цеха, полностью оснащенные чешским оборудованием – «чешские аллеи», как говорят старожилы. С момента основания и до начала Великой Отечественной войны на Уралмаше работало  более трех сотен иностранных специалистов,  около половины из них – немецкие. Примечательно, что импортное оборудование на Уралмаше, впрочем,  как и на других заводах Свердловской области до сих пор находится в рабочем состоянии, правда, уже перекочевало в заводские музеи.  
Наверное, музейным экспонатом можно было бы назвать и уникальное в своем роде сооружение – мост, соединяющий сегодня два берега Днепра в  столице Украины.  Специалисты знают, что его уникальность заключается  в том, что он является первым в мировой практике цельносварным мостом. Известно, что эта технология была отработана Евгением Патоном в Нижнем Тагиле в цехах Уралвагонзавода, на площади которого в войну были эвакуированы украинские машиностроительные предприятия и научно-исследовательский институт, где трудился академик. Сегодня в Киеве мост Патона является достопримечательностью, которую показывают туристам.
Пожалуй, самая необычная «иностранная»  история связана с именем  одного из президентов Тайваня, в биографии которого есть страницы, связанные со Свердловской областью: в тридцатых годах Цзянь Цзинго, родной сын Чана Кайши, работал на Уралмаше, вначале слесарем, затем  бригадиром ударной бригады, потом главредом заводской многотиражки.  В 1978 году Цзянь  Цзинго стал президентом Тайваня.
В новейшей истории понятие «совместного производства» считается крайне актуальным. Для Свердловской области оно еще и традиционно. Например, в пятидесятых годах прошлого столетия Уралмаш и чехословацкая «Шкода» создали совместное предприятие, работа которого впоследствии была отмечена правительством ЧССР Орденом Дружбы. Именно Чехословакия, начиная с семидесятых годов, во многом благодаря побратимским связям Пльзеня и Свердловска, была одной из немногих стран, которую уральцы имели возможность посетить в рамках гуманитарных, и культурных обменов.
Образовательные обмены. Скорее всего, в советские времена такого термина не было. Ведущие вузы Свердловской области –  классический университет, политехнический и горный институты готовили кадры для братских республик и дружественных государств, например, Монголии. Примечательно, что многие специалисты, получившие  в те годы уральское высшее образование, сегодня успешно работают в различных отраслях  экономики государств Содружества. Так, в ходе одного из официальных визитов делегации Свердловской области в Таджикистан, представителями руководства принимающей стороны было озвучено мнение  о том, что горнодобывающая промышленность республики развивается сегодня в основном благодаря специалистам, обучавшимся в свое время  в свердловском Горном институте.
Сегодня Свердловская область имеет возможность сотрудничать более чем со 140 странами мира. Правительственный кортеж Фиделя Кастро, промчавшийся по улицам Свердловска в 50-е годы, был диковинкой для  его жителей. В наше время регион  является традиционной площадкой для проведения  встреч и мероприятий самого высокого уровня, здесь работают дипломатические и торговые миссии иностранных государств, открыты визовые центры, из аэропорта «Кольцово» можно отправиться в несколько десятков стран. Экономика региона встроена в мирохозяйственные связи. 
На традиционной предрождественской встрече с дипкорпусом, аккредитованным на Урале, губернатор Евгений Куйвашев, подводя итоги года, подчеркнул международный тренд региональной стратегии: «Экономическое развитие,  тесные внешнеторговые и партнерские контакты Свердловской области с разными странами, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Свердловская область – открытый регион, приглашаю всех к сотрудничеству».

 

Архив новостей